Форум

Мужская Рубаха Эпох...
 
Notifications

Мужская Рубаха Эпохи Викингов о. Готланд  

  RSS

Nordi
(@admin)
Частый гость Admin
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 23
25/04/2018 4:29 пп  

Очень много материала в интернете и различных книгах по рубахам эпохи викингов, все они относятся к разным региона, но нам интересно, что же могли носить жители Готланда в 9-11 веке.

Все рекомендации, приводимые здесь опираются на исследования археологов, специалистов по тканям и историков костюма. Так как на самом острове Готланд нет достаточной информации для реконструкции рубахи эпохи викингов, то использовалась информация о находках с Бирки (Birka (Швеция)), 9-10 вв., наиболее ближайшего района и некоторых других.

Среди материалов раскопок в Бирке (9-10 вв.), нет одежд, сохранившихся полностью. Однако, фрагменты дают информацию о различных видах одежды, включая нижние и верхние рубахи и пальто. Найдено большое количество фрагментов полотняных нижних и шерстяных верхних рубах, шерстяных и полотняных пальто, а также одна, вероятно византийская полотняная длинная рубаха.

Выбор ткани.

Некоторые одеяния шились из льняного полотна, конопляного или крапивного полотна: нижние рубахи шились, в основном, из этих видов ткани, хотя есть и находки пальто. Большинство находок сделаны из ткани с полотняным переплетением (tabby weave), хотя в эпоху викингов использовались и иные варианты переплетения нитей. Ткани такого переплетения несложно найти и использовать для шитья нижних рубах или сорочек, платьев и легких пальто.

Полотняное переплетение

Шерстяные платья, верхние рубахи, "куртки", пальто и нижние рубахи непривилегированных классов (тех, кто не мог себе позволить льняных тканей) ткались чаще всего саржевым переплетением 2/2 (слева), хотя существуют несколько примеров ткани с саржевым переплетением "в елочку" (справа), с репсовым и полотняным переплетениями. В позднюю эпоху викингов (10-11 вв.) были широко распространены саржевые переплетения 2/1.

Полотняное переплетение

Выбор выкройки.

Полотняное переплетение

Существует несколько причин, чтобы выбрать тот или иной вариант раскроя. Один человек может выбрать подобный своей предыдущей рубахе, другой - исходя из необходимой аутентичности, т.е. времени и региона, третий - исходя из особенностей собственной фигуры.

Далее приводятся элементы раскроя, которые представляются общими для большинства, если не всех, одеяний эпохи викингов:

• детали вырезаются с учетом направления нити основы. Это распространяется, в том числе на ластовицы, клинья и обрамляющие полосы;
• везде, где сохранились рукава, они сужаются по направлению к манжету.

Далее приводятся элементы раскроя, которые можно выбрать из нескольких вариантов эпохи викингов:

• вырез ворота: круглый с разрезом (известен по материалам 9-10 вв из Швеции); круглый без выреза (известен по материалам 10-11 вв. из Дании); "овальный" (известен по материалам Дании эпохи переселения народов). Круглый с разрезом ворот бельше подходит для нижних рубах, поскольку позволяет застегнуть ворот близко к шее, в то время как круглый или "овальный" вырез лучше использовать на верхних рубахах.
• боковые швы: прямые c разрезом, особенно на мужских нижних рубахах (известны из материалов Дании 10-11 вв.); прямые (известны из материалов Дании эпохи переселения народов); прямые с клиньями (известны по материалам Швеции 9-10 вв. и Дании 10-11 вв.)
• рукав/пройма: прямой шов (известен по материалам Дании эпохи переселения народов); прямой или трапециевидный шов с ластовицей (известен по материалам "области датского права" 10 в. и Дании 11 в.);
• конструкция плеч: передняя и спинная части соединены швами (известны по материалам Дании эпохи переселения народов, 10 и 11 вв.); передняя и спинная части выкраиваются из одного куска ткани (известны по материалам Швеции 9-10 вв.).

Некоторые советы.

Определитесь с конструкцией каждого элемента рубахи до того, как вырезать их. Если необходимо, сделайте выкройки из бумаги и посмотрите как это будет выглядеть. Если делаются бумажные выкройки, то имеет смысл пометить каждую деталь и поставить дату: тогда будет можно в любой момент повторить, если получится удачно, или изменить, если готовое изделие плохо сидит.

Передняя и спинная части рубахи обычно удачны, если их ширина не меньше ширины плеч плюс допуски на швы. Клинья могут быть любой ширины, однако, если они слишком широки, то будут болтаться глубокими складками вместо того, чтобы лежать красиво.

Практически невозможно реконструировать длину рукава на основании имеющихся фрагментов. Однако, исходя из того, что рукава должны были туго облегать, наиболее вероятной представляется их длина до запястья. Иконографические материалы показывают, что верхние рубахи достигали середины бедра или, реже, колена. "Куртки" были, вероятно, длиной до талии, хотя "пальто" из Бирки предполагают значительную длину, вероятно, до икры или лодыжки.

Швы, обработка края и иные украшения.

Главное, что необходимо помнить при шитье рубахи эпохи викингов - викинги гораздо спокойнее относились к демонстрации шва на внешней стороне одежды, чем современные люди. Более того, некоторые швы делались нитью контрастирующего с тканью рубахи цвета, вероятно, для дополнительного украшения. Нередко швы украшались узкой полосой ткани или шнуром (около 1мм тощиной): ткань нашивалась на шов с внешней стороны.

Сшивание деталей рубахи вручную, безусловно, предпочтительнее, поскольку это обеспечивает достоверность облика и технологии.

Обработка краев ткани демонстрирует любопытную схожесть по всему скандинавскому миру. Если края были подрублены, то они чаще оставались не украшенными, хотя известны и противоположные примеры, как на верхней рубахе и Эвбю. Однако, большинство краев, в особенности на запястьях, запахе кафтанов и "курток" и вороте были орнаментированы полосами парчи. Шелковая парча производилась в Византии и обычно была многоцветной. Полосы, вырезаемые из парчи не всегда следовали орнаменту ткани. Вырезанные полосы очень часто использовались как окантовочная лента. Пожалуй, это единственный наиболее общий элемент в украшениях рубах эпохи викингов.

Существует несколько экземпляров вышивки эпохи викингов при украшении рубах. Мех соболя, куницы или белки также мог быть использован для окантовки и подбоя некоторых из одеяний Бирки. Однако более распространенной, чем мех или вышивка, была отделка металлизированной тесьмой. Тесьма использовалась непосредственно на верхних рубахах, платьях или другой верхней одежде или же нашивалась на полосы шелка. Обычная ширина тесьмы не превышала 1см, а сама тесьма состояла из яркого цвета основы и серебряного орнамента, хотя известны примеры использования золота и нескольких цветов основы. Уникальная форма орнамента обнаружена в Бирке: серебряные спиральки образуют орнамент на ткани. Часто подобный орнамент нашивался на шелковые полосы, а затем крепился к мужской верхней одежде или шапкам .

Одна из верхних рубах Бирки была декорирована длинными вертикальными полосами златотканой тесьмы (Hägg 1986, 69), что очень напоминает византийские клавии. Эта же рубаха была оторочена китайским шелком (Geijer 1983, 86), которому на момент использования уже было несколько сотен лет!

Комплексный костюм.

Традиционное знание гласит, что лучше одеть несколько тонких одеяний, чем надеяться, что более толстое согреет лучше. И мужчины, и женщины носили полотняные нижние рубахи/сорочки. Поверх нижней рубахи мужчина одевал верхнюю рубаху, а женщина - платье. Поверх платья женщины носили "передники". Мужчина мог одевать куртку или легкий плащ. Пальто могли носить как женщины, так и мужчины.

Список литературы

Almgren, Bertil, ed. 1966. The Viking. Stockholm: Tre Tryckare, Cagner & Co.
В этой книге есть что порекомендовать, но ее реконструкция мужской одежды отстает от времени и даже неправильно понимается тот материал, который был доступен, когда книга была написана! Человек, одетый в крестообразную повязку и маленький шарф с оленем на нем, основан на неправильном толковании фактов из Бирки. Не делайте ошибку, основывая свой наряд на этом парне.
Dal, Marieke van de [Christina Krupp]. 1992. "New Sources for Viking Men's Garb," Pikestaff Arts and Sciences Supplement, pp. 21-23. Pittsburgh, Pennsylvania: Society for Creative Anachronism, Inc., December 1992.
В этой статье рассказывается о некоторых предметах одежды из Хедебю и Бирки. Это иллюстрируется бумажными куклами Викингов
Fentz, Mytte. "An 11th Century Linen Shirt from Viborg Sondersø, Denmark," Archaeological Textiles in Northern Europe, pp. 83-92, ed. Lise Bender Jørgensen and Elisabeth Munksgaard. Tidens Tand 5. Copenhagen: Kongelige Danske Kunstakademi, 1992.
Углубленный анализ и реконструкция самого полного сохранившегося льняного халата с эпохи викингов.
Geijer, Agnes. 1938. Die Textilfunde aus den Gräbern. Birka: Untersuchungen und Studien III. Uppsala: Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akadamien, 1938.
Эта книга - ранняя парадигма археологической стилистики текстиля, но она недоступна в переводе. Большие листы металлической отделки и обширные списки текстильных находок, разбитых могил.
Geijer, Agnes. 1983. "The Textile Finds from Birka," in Cloth and Clothing in Medieval Europe, ed. N.B. Harte and K.G. Ponting, pp. 80-99. London: Heinemann.
Хорошая, переваренная английская версия Birka III. Обходит все типы находок Гармет из Бирки.
Hägg, Inga. 1974. Kvinnodrakten i Birka: Livplaggens Rekonstruktion pa Grundval av det Arkaeologiska Materialet. Uppsala: Archaeological Institute.
Ранний осмотр находок Бирки; Краткое немецкое резюме в конце. Однако ее более поздние работы гораздо полезнее.
Hägg, Inga. 1983. "Viking Women's Dress at Birka: A Reconstruction by Archaeological Methods.: Cloth and Clothing in Medieval Europe, ed N.B. Harte and K.G. Ponting, pp. 316-50. London: Heinemann.
Немного тяжело для неархеологов, но понятно. Чрезвычайно ценная информация о порядке расслоения одежды.
Hägg, Inga. 1984. Die Textilfunde aus dem Hafen von Haithabu. Berichte über die Ausgrabungen in Haithabu, Bericht 20. Neumünster: Karl Wachholz Verlag.
Записи о предметах одежды, которые были обнаружены в гавани Хедебю. Отличается тщательным анализом переплетений, предлагаемыми реконструкциями разрезов и полезной информацией о шитье швов и техники. Много хороших фотографий и диаграмм для тех, кто не читает по-немецки.
Hägg, Inga. 1986. "Die Tracht." Birka II:2, Systematische Analysen der Graberfunde, ed. Greta Arwidsson, pp. 51-72. Stockholm: Almquist & Wiksell.
Современный повторный анализ одежды в Бирке, основанный на работе Гейхера, но также включающий микростратиграфические работы над некоторыми сохранившимися кусками текстиля. Достаточно ценный: подтверждает или опровергает многие основные предположения об одежде в этот период и даже предлагает неоперившиеся теории эволюции моды.
Hald, Margrethe. 1980. Ancient Danish Textiles from Bogs and Burials, trans. Jean Olsen. Copenhagen: National Museum of Denmark.
В дополнение к рецензиям на огромное разнообразие находок текстиля от бронзового века до средневекового периода, эта книга содержит хорошую схему рисунка брюк Thorsbjerg. Хорошие рисунки и несколько очень хороших фотографий.
Heath, Ian. 1985. The Vikings. Osprey Elite Series 3. London: Osprey Publishing Ltd.
Хорошая, краткая книга о викингах с военной точки зрения, с несколькими разумными цветными рисунками.
Ingstad, Anne Stine. 1982. "The Functional Textiles from the Oseberg Ship." Textilsymposium Neumünster: Archäologische Textilfunde, 6.5. - 8.5.1981., ed. Lise Bender Jørgensen and Klaus Tidow, pp. 85-96. Neumünster: Textilmuseum Neumünster.
Кратко обсуждает одежды королевы и ее слуги похоронены на корабле в Oseberg, около 834.
Ingstad, Anne Stine. 1988. "Textiles from Oseberg, Gokstad and Kaupang." Archaeological Textiles: Report from the Second NESAT Symposium, 1-4 May 1984., ed. Lise Bender Jørgensen, Bente Magnus, and Elisabeth Munksgaard, pp. 133-149. Arkaeologiske Skrifter 2. Købnhavn: Arkaeologisk Institut, Købnhavns Universitet.
Биты и фрагменты информации с различных норвежских сайтов, в основном для сравнения.
Krupp, Christina, and Priest-Dorman, Carolyn. 1992. "Women's Garb in Northern Europe, 450-100 C.E.: Frisians, Angles, Franks, Balts, Vikings, and Finns." Compleat Anachronist 59 (January 1992). Milpitas, California: The Society for Creative Anachronism.
В этой брошюре можно найти более подробное обсуждение текстиля Эпохи Викингов, отделки и одежды для женщин.
Magnus, Bente. 1982. "A Chieftain's Costume: New Light on an Old Grave Find from West Norway." Textilsymposium Neumünster: Archäologische Textilfunde, 6.5 - 8.5.1981., ed. Lise Bender Jørgensen and Klaus Tidow, pp. 63-73. Neumünster: Textilmuseum Neumünster.
Каталог шести текстильных изделий из находки Эвебё, погребение человека с пятого века, содержащее, среди прочего, штаны-плавки и плащ. Информация об одежде включена.
Owen-Crocker, Gale R. 1986. Dress in Anglo-Saxon England. Wolfeboro, NH: Manchester University Press.
Собирает лингвистическую, иконографическую и археологическую информацию о мужской и женской одежде в Англии с периода саксонского вторжения в Норманское нашествие. Не без недостатков, но лучшая версия для одной книги; Хорошие сноски и библиография.
Pritchard, Frances. 1988. "Silk Braids and Textiles of the Viking Age from Dublin," in Archaeological Textiles: Report from the Second NESAT Symposium, 1-4 May 1984., ed. Lise Bender Jørgensen, Bente Magnus, and Elisabeth Munksgaard, pp. 149-61. Arkaeologiske Skrifter 2. Købnhavn: Arkaeologisk Institut, Købnhavns Universitet. Roesdahl, Else, and Wilson, David M. 1992.From Viking to Crusader. New York: Rizzoli International Publications Ltd.
Это каталог выставки 1992-1993 годов, в которой посетили Европу, самую большую выставку артефактов эпохи викингов, когда-либо установленных.
Walton, Penelope. 1988. "Dyes of the Viking Age: A Summary of Recent Work," in Dyes in History and Archaeology 7, pp. 14-19.
Хотя вроде технические, лучшие несколько страниц резюме там. Содержит информацию о спектрохимическом анализе, а также ботаническую информацию для различных красителей Эпохи Викингов.
Walton, Penelope. 1989. Textiles, Cordage and Fiber from 16-22 Coppergate. The Archaeology of York, Vol. 17: The Small Finds, Fascicule 5. Dorchester: The Council for British Archaeology and The Dorset Press.
Тщательный и подробный археологический анализ тканей, найденных в конце девятнадцатого - начале одиннадцатого века англо-скандинавского участка Йорвик. В белье, нашедшем мысль о детской куртке, говорится, помимо текстильной продукции в целом, и конкретных волокон, плетения, цветов и строительных строчек, используемых там.


Цитата
Share: